Статьи

Кузница "У Левши" старается быть достойным преемником прославлен­ных старых мастеров мировой худо­жественной ковки.

Главная » Статьи » Художественная ковка

Ковка в интерьере, ландшафте, на фасаде


Сказочный петушок держится на шпиле одного из древних соборов уже не одну сотню лет и не имеет следов
воздействия времени
.

Хотя в нашем обиходе чаще встречаются кованые заборы и ворота с угрожающими копьевидными наконечниками, а также кованые мангалы, кочерги и фонари самых незамысловатых форм, кованые изделия существуют и в высокохудожественном исполнении. Они красивы и оригинальны, ковка позволяет соприкоснуться с древностью или перенестись в сказку.

Некоторое представление о трудоёмкости и широте возможностей кузнечного ремесла даёт пословица «Человек - кузнец своего счастья». Чтобы изготовить по шаблону витиеватое ограждение лестницы 3 х 0,9 м, одному мастеру потребуется неделя напряжённой работы. Ведь каждый завиток рождается из кованого прутка, раскалённого в горне (печи) до мягкой пластичности, затем согнутого или скрученного вручную с помощью нехитрых приспособлений - кондукторов, вилок, клещей. Но, как правило, работают бригадой.

Художник создаёт эскиз в натуральную величину, кузнецы куют, после чего на монтажном столе собирают элементы в единое целое, комбинируя древние способы соединения (хомуты, клёпку) с современной электросваркой. Из прочих средств цивилизации назовём прессовальный станок, заменяющий работу молотом. Также применяют элементы литья - заготовки определённой формы. Литьё отчасти снижает стоимость изделий и сокращает сроки исполнения заказа. В остальном кузнечный промысел остался таким же, как много веков назад: тяжёлым ручным трудом.

Впрочем, ковка - это не только ремесло. Как искусство она занимает свою нишу в мебельном и ландшафтном дизайне. По совокупности таких свойств, как изящество, жаростойкость и антивандальность, художественные изделия из металла не имеют конкурентов. Вряд ли кто-нибудь найдёт более подходящий материал для каминных принадлежностей, оконных решёток, лестничных ограждений, садовой мебели.


Ворота, калитки, скамьи, садовые принадлежности, созданные для пользы дела, а также для украшения загородной недвижимости, выполненные из металла не подвержены влиянию природных стихий.


СПОСОБА ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ

  1. Литьё применяют как для создания заготовок, так и для получения конечных изделий. Древнейшие технологии литья заключались в изготовлении формы и её заполнении расплавленным металлом. Со временем технологии совершенствовались, позволяя получать детали высокой точности и любой формы. Например, центробежное литьё сделало доступным использование в качестве фрагментов ковки шаров и эллиптических фигур, в том числе полых.
  2. Штампование (или штамповка) - метод точной формовки изделий прессом с использованием определённой матрицы. Этот метод позволяет тиражировать изделия или их элементы, из-за чего успел приобрести отрицательный оттенок, так как продукцию массового производства порой выдают за ручную работу.
  3. Чеканка - создание рельефного изображения или надписи на металлической пластине путём выбивания с использованием специальных инструментов и даже станков. В древности чеканка применялась для изготовления посуды, ювелирных украшений, монет. Является разновидностью художественной ковки.
Основной материал, с которым работают кузнецы, это профильный прокат «Сталь-3». Цветные металлы и сплавы используются реже из-за большей стоимости и особенностей обработки. Ведь каждый металл или сплав имеет определённые физико-химические свойства. Например, сталь закаляют, опуская в холодную воду, А вот медь наиболее устойчивую структуру получает в результате плавного охлаждения. Впрочем, чистую медь почти не применяют, чаще в работу идёт бронза - сплав меди с оловом или же меди, олова и цинка в различных пропорциях. Эти нюансы требуется не просто иметь в виду, а знать в совершенстве, со всеми тонкостями технологии. Причём, как правило, те, кто работают с чёрным металлом, не любят работать с цветным, и наоборот.


ОТЛИЧИЯ КОВКИ ОТ ШТАМПОВКИ

  1. Места соединений, сварка или клёпка, в изделиях ручной работы закрыты хомутами или декоративными накладками примерно такой же толщины. А если и оставлены открытыми, то сразу видно, что предмет собран из отдельных деталей. Штампованная вещь представляет собой единое целое.
  2. Наличие традиционных элементов (таких как кручение, завитки, острые наконечники) говорит в пользу ручной работы. Кручение возникает в результате поворотов прута вокруг своей оси на твистере, инструменте, похожем на штурвал. Плоские наконечники получают многократными ударами молота. 
  3. Кончики завитков в изделиях ручной работы округлые, то есть не имеют прямых участков. При машинной обработке прут захватывается за кончик, поэтому самый конец представляет собой прямой отрезок длиной около 1 см.
  4. Идеальная геометрия форм, как ни странно, присуща ручной художественной ковке. Ведь большинство элементов изготовляется с использованием лекал или кондукторов.

На страже добра

Наряду со сварными конструкциями из металла для изготовления въездных ворот, заборов и прочих ограждений используют и художественную ковку. Чтобы изделия были не только внешне привлекательными, но и надёжно выполняли защитную функцию, важно учесть диаметр прута. Этот показатель должен составлять как минимум 14 мм. В противном случае преграда не выдержит напора вандалов. Впрочем, слишком толстый прут тоже плох. Теряется ажурность композиции, а в случае оконной решётки ещё и ухудшается обзор. Идеальное расстояние между прутьями - 140-150 мм. Если оно больше, решётка или иное ограждение уже плохо справляется со своей защитной задачей. При выборе кованой защиты для окна нелишне знать, что она бывает двух видов: плоской или объёмной (у объёмных решёток предусмотрена полость для цветочного контейнера), может крепиться непосредственно в проём или выноситься на фасад.


ДЮЖАЯ СИЛА

Трудно даже представить себе, что может сделать мастер с прочным и с виду неподатливым металлом. Оказывается, есть любители поработать и с холодным прокатом. Сила для этого требуется богатырская, зато нет риска обжечься, то есть можно придерживать пруток хоть голыми руками. (Но чаще ручную холодную ковку применяют для работы с более мягкими цветными металлами.) Внешне изделия, выполненные путём ручной холодной ковки, не отличаются от тех, что получены в результате горячей. И в том и в другом случае по металлу бьют кувалдой, которая весит от 2 до 8 кг, для резки используют зубило и подсечку, фактуру придают поверхности тоже вручную, пропуская пруток сквозь обжимки (вальцы). Так что хорошая физическая подготовка - одна из составляющих профессии кузнеца


Чаще всего мастерам поступают заказы на изготовление кованых лестничных ограждений. Стремясь уйти от шаблонов, они используют несвойственные металлу фактуры, включения иных материалов.


Чтобы придать кованым предметам цвет, например, имитировать благородную старину меди - патину, используются современные краски и тонировки для металла.

Из глубины веков

Вплоть до XIX века оружие, инструменты да и значительную часть домашней утвари изготавливали исключительно из металла. Альтернативы не было. Поэтому неудивительно, что одна из самых распространённых русских фамилий - Кузнецов (аналогично и в английском языке - Smith) - происходит от кузнечного ремесла, профессии важной и почётной. Коваль уже не просто кузнец, а мастер, обладающий ветеринарными навыками и способный подковать лошадь. У поляков кузнец зовётся «палач» - от глагола «палить», то есть подвергать обработке пламенем.

Кузнец
Станок для ковки
Ковка
Ковка
Ковка
Современные кузнецы и художники по металлу пользуются древнейшими орудиями труда. Чтобы твёрдая сталь оказалась пластичной, её раскаляют в горне, откуда достают вручную, используя клещи (2). Наиболее пластичной сталь становится, когда её раскаляют добела. Работают на наковальне. используют лекала, вилки, молот (1. 4). однако наиболее утомительный труд - формовку ударами молота - за-меняет прессовальный станок (5). Придав изделию требуемую форму, его опускают в холодную воду для закалки (3). Если оставить сталь остывать постепенно, она окажется менее прочной.

Как закаляют сталь

Сталь редко нагревают до белого каления - температуры 1200-1300 °С, так как это рубеж, после которого металл начинает «гореть». Впрочем, раскалённая до предела сталь весьма податлива в обработке, и настоящие мастера пользуются моментом. Однако чаще металл разогревают лишь докрасна, то есть менее чем до 1000 °С. После придания формы изделия закаляют, опуская в воду.






Категория: Художественная ковка | Добавил: Редактор (19.06.2012)
Просмотров: 1446 | Теги: кованые фонари, художественная ковка, ковка, оконные решётки, кованые ворота, лестничные ограждения, Кованые заборы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0